Афанасий ФетУчись у них — у дуба, у березы

Афанасий Фет

Афанасий Фет

Учись у них — у дуба, у березы;
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
4 И треснула, сжимался, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
8 Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гении,
Опять теплом и жизнию дыша,
Для ясных дней, для новых откровений
12 Переболит скорбящая душа.

Другие анализы стихотворений Афанасия Фета

Аффтар жжотКГ/АМ

russianclassics.ru/poems/uchisunikhudubauberezy молчать

Анализ стихотворения

Количество символов

377

Количество символов без пробелов

311

Количество слов

63

Количество уникальных слов

54

Количество значимых слов

20

Количество стоп-слов

20

Количество строк

12

Количество строф

3

Водность

68,3 %

Классическая тошнота

1,41

Академическая тошнота

4,7 %

Семантическое ядро

Слово

Количество

Частота

молчать

2

3,17 %

Видео

  • клео

    и нам задали учит 10 класс

    Аффтар жжот 2КГ/АМ

    19.11.2010 19:45 Ответить

  • Софья

    А по моему фигня какая-то

    Аффтар жжот 1КГ/АМ 3

    05.12.2010 12:59 Ответить

  • Санчез

    Очень понрафилось жесть стих

    Аффтар жжот 2КГ/АМ 1

    08.12.2010 15:17 Ответить

  • криста

    стих клёвый но скучный

    Аффтар жжот 2КГ/АМ 2

    16.12.2010 20:06 Ответить

  • никита

    хочу сочинение по этому стиху

    Аффтар жжот 1КГ/АМ 1

    21.12.2010 14:54 Ответить

  • лера

    клево thank you very much

    Аффтар жжотКГ/АМ 1

    23.12.2011 09:06 Ответить

  • аен

    настоящия его фамилия Шекшин

    Аффтар жжотКГ/АМ

    29.01.2012 10:51 Ответить

  • аня

    а нам задали с делать анализ этого стихотворения

    Аффтар жжот 1КГ/АМ

    01.08.2012 12:40 Ответить

  • вика

    Нам задали анализ стихтворения!!!)

    Аффтар жжот 2КГ/АМ

    01.08.2012 17:58 Ответить

  • Минако

    Анализ задали делать!)))
    Подскажите кто знает, каким размером оно написано и какие изобразительно-выразительные средства используются?

    Аффтар жжотКГ/АМ

    03.08.2012 21:16 Ответить

  • Mr.megafagatel

    Заявляю афторитетно- проанализировать вакуум невозможно.
    Стих пуст и нечитабелен.

    Аффтар жжотКГ/АМ 1

    05.08.2012 02:54 Ответить

  • vampir

    Вот по этому стихотворению мне задали анализ(((

    Аффтар жжотКГ/АМ

    05.08.2012 10:45 Ответить

  • денис

    сразу говорю: анализ не ищите!!!
    искал мин. 40 и не 4его не нашёл, кроме этого:
    Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий. Ярким примером является лирическое произведение «Учись у них – у дубы, у березы». Конечно, здесь перед нами развернута метафора. Философско–психологический подтекст стихотворения очевиден. Дуб – символ стойкости, крепости, силы. Береза – символ жизнеспособности, противостояния невзгодам, гибкости, жизнелюбия. Опорными словами являются зима – невзгоды, весна – полнокровная, свободная жизнь. Речь в стихотворении, следовательно, идет о том, что человек должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость переме

    Аффтар жжот 3КГ/АМ 1

    05.08.2012 22:51 Ответить

  • лёха

    Конечно, здесь перед нами развернутая метафора. Философско-психологический подтекст стихотворения очевиден. Дуб - символ стойкости, крепости, силы. Береза - символ жизнеспособности, противостояния невзгодам, гибкости, жизнелюбия. Зима невзгоды; весна полнокровная, свободная жизнь. Речь в стихотворении, следовательно, идет о том, что человек должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен. И если сейчас душа скорбит и терзается, то пройдет эта болезнь... «Все проходит». Или, как говорили латиняне, - «et si male nunc non olim sic erit»; т.е. - «если сейчас плохо, не всегда так будет».
    Но если бы эта прозрачная идея вот так просто и была бы выражена кого бы это тронуло? А ритм и рифмы, ассонансы и аллитерации - превращают ее в духоносное творение культуры. Но есть, однако, еще и скрытая мировоззренческая позиция автора она в сущности и представляет собой художественный смысл стихотворения, выразить который в терминах любого жанра прозаической речи не представляется возможным без серьезных эстетических потерь, поскольку художественный смысл есть некое единство рационального и иррационального (умопостигаемого и постигаемого чувствами). Мы можем только слегка приблизиться к рациональному пониманию этого смысла - путем выяснения позиционного статуса автора и его героя.
    Прежде всего следовало бы заметить, что антропоморфные метафоры в этом стихотворении нисколько не опровергают предположения о субъект-объектном характере отношений лирического субъекта (в данном случае, возможно, тождественного автору) и природы. Дистанция между ними (человеком и природой) заявляется первым стихом («Учись у них...») и закрепляется в последней строфе («По верь весне...»). А то, что злая метель «сердито рвет последние листы» и «за сердце хватает холод лютый», - это обыкновенная дань литературной традиции (конечно, не случайно сохраняющейся но это уже другой разговор). Наделение природы человеческими свойствами еще не означает гармонии или тем более слияния человека с природой.
    И наконец, посмотрите, как оценочные слова (носители субъективных суждений) сильны в этих двух стихотворениях: «робкое дыханье», «колыханье сонного ручья», «ряд волшебных изменений», «милого лица»; «напрасные... застыли слезы», «скорбящая душа»... И вот это присутствие автора в эстетической реальности его произведения есть убедительнейшее свидетельство принципиальной отдельности его как субъекта от предмета (объекта), на который направлено его творческое усилие.
    Стихи его полны добра и любви, терпе¬ния и гордости, радости и печали, твердости духа и веры в лучшее, всего того, что выпадает на человеческий век, когда «мгновенье длится, словно
    век, и век проходит, как мгновенье» (Н. Шанский). Стихами поразитель¬но простыми и прозрачными по своему языковому обличию, наглядно и ярко свидетельствующими, насколько «великим, могучим, правдивым» является наш чудесный русский язык.
    Фетовские миниатюры никогда не кончаются смысловым многоточием. Они точны и афористичны. «Небрежный» и дерзкий стих Фета до мозга костей бережно и тщательно обдуман и смиренно выточен. Среди самых запоминающихся фетовских стихотворений особо выделяется своей выразительностью и красотой, мудростью и верой стихотворение-миниатюра «Учись у них - у дуба, у березы».
    Жизненная позиция поэта в стихотворении- Горячий призыв, не ссылаясь и не жалуясь на трудности и неудачи, сомнения и горести, даже «во дни тягостных раздумий о судьбах... родины», не впадать «в отчаяние при виде всего, что совершается дома» (Тургенев)
    Страстная просьба,которая звучит - Поэтический обет самого поэта и страстная просьба к читате¬лю выстоять, вытерпеть («Они стоят, молчат; молчи и ты!»)
    Глаголы в повелительном наклонении ( учись (у них) и молчи ( и ты), обрамляющих эту часть миниатюры, на первый взгляд, звучат как прямой и непреложный приказ (и еще раз себе самому, и всем другим, кто хочет быть настоящим человеком). Однако на самом деле это всего лишь добрый совет и горячая просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо ве¬рить: «Но верь весне»): лихолетье и безвременье — что бы ни было — сме¬нятся ясными днями созидания и твор¬чества, так же, как жестокая зимняя пора — живительным теплом весны.
    Композиционное построение- Двенадцать составляю¬щих строк связаны в единое целое страстным призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего (с развернутой моти¬вировкой его справедливости) и твер¬дой верой в то, что, как всякое буду¬щее, оно обязательно будет.
    По своей структуре миниатюра распадается на две неравные, противопоставленные друг другу части; две строфы приказа выстоять и, не жалуясь, вытерпеть жестокую пору жизни, как это делают наши младшие зеленые братья, с одной стороны, и одна заключительная строфа призыва верить в лучшее: возрожде¬ние, тепло и свет, ясные дни новых открытий и свершений,— с другой.
    В первой части используются глаголы прошедшего и настоящего времени. В первой части — перед нами настоящее, то, что есть, либо как ре¬зультат прошлого действия (застыли слезы, треснула... кора), либо как еще протекающее действие или наличное со¬стояние (Кругом зима, Жестокая пора, Все злей метель, рвет, хватает, стоят, молчат). Отсюда и соответствующие глагольные формы настоящего и про¬шедшего времени: в первом четверо¬стишии — с двумя номинативными предложениями, за которыми следуют две формы прошедшего времени; во втором — с одним номинативным пред¬ложением, за которым следуют четыре глагольные формы настоящего времени.
    Во второй части стихотворения перед нами уже будущее, то, что, по твердому убеждению поэта, настанет. Отсюда и соответствующие глагольные формы будущего времени промчится
    переболит.
    Глагол используется в разных формах Как яркое средство воздействия
    В первой строке «Учись у них — у дуба, у березы». Повторяется звук – у.
    Он подчеркивает эту строку как опорную для композиции всей миниатюры.
    Автор использует Устаревшие падежные формы: листы, жизнию. Слова разговорной речи: треснула кора, застыли слезы, все злей, хватает за сердце, лютый холод, дыша теплом, сердито рвет, промчится, пере¬болит, ясные дни, душа и т. д
    Перед нами не «связных слов преднамеренный лепет» (Фет), а вы¬лившийся в словах «трепет» души, любящей и прославляющей жизнь во всех ее проявлениях

    Аффтар жжот 2КГ/АМ

    07.08.2012 00:41 Ответить

  • Тася

    спасибо огромное, Алексей! Очень помогли!

    Аффтар жжотКГ/АМ

    10.08.2012 06:15 Ответить

  • Альнур

    мы делаем так:
    1основная мысль
    2эпитеты олицетворения и т.д
    всё

    Аффтар жжотКГ/АМ

    12.08.2012 01:45 Ответить

  • макс

    А размер стиха не подскажите?

    Аффтар жжотКГ/АМ

    13.08.2012 07:59 Ответить

  • Алексей

    Анализ стихотворения А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы...».
    Любовь и природа – любимые темы А. Фета. Неброская красота русской природы, отраженная в его поэзии, своеобразна. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния : как художник – пейзажист он рисует словами, находя все новые и новые оттенки и звуки. Такой представлена вся романтическая поэтика писателя, сформированная в 50-х годах. Это целый цикл : «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вчера и ночи», «Море».
    Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий. Ярким примером является лирическое произведение «Учись у них – у дубы, у березы». Конечно, здесь перед нами развернута метафора. Философско–психологический подтекст стихотворения очевиден. Дуб – символ стойкости, крепости, силы. Береза – символ жизнеспособности, противостояния невзгодам, гибкости, жизнелюбия. Опорными словами являются зима – невзгоды, весна – полнокровная, свободная жизнь. Речь в стихотворении, следовательно, идет о том, что человек должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен.
    Фет видит своеобразный приют человеческой души в природе, поэтому призывает людей учиться у деревьев. В этом ему помогают побудительные предложения в первой строфе стихотворения. Вероятно, он видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни. Как в природе наступает весна, «теплом и жизнию дыша», воскрешает деревья к новой жизни, пробуждает все вокруг, так и в жизни человека наступает период «ясных дней», его «скорбящая душа переболит для новых откровений». Фет уверен, что природа может помочь решить загадки тайны человеческого бытия. Через природу он постигает тончайшую психологическую правду о человеке.
    Кругом зима. Жестокая пора!

    Все злей метель и с каждою минутой,
    Сердито рвет последние листы,
    И за сердце хватает холод лютый;
    Они стоят, молчат; молчи и ты!
    Природа – мудрый советчик, лучший наставник человека. Она – прекрасное живое существо, которое живет по тем же законам, что и человек. Это стихотворение овеяно верой в то, что человек способен стойко переносить трудности в молчании, учиться мудрости, ибо молчание – золото – вековая мудрость, и он непременно будет вознагражден за пережитые им страдания временем для «новых откровений». Автор видит в природе спасение души человеческой, призывает черпать силы у могущественного источника. Конечно, в каждом есть свой особый мир, но если он откроется, то станет еще прекрасней и сильней, потому что будет составлять единое целое с природой. В этом и есть счастье.
    Если сравнить его пейзажные зарисовки с картинами импрессионистов, то обнаружим много общего: то же стремление художника обыкновенное показать необычно и ту же субъективность мировосприятия и формы выражения.
    Своеобразие лирики Фета также заключается в стремлении выразить сложность душевной жизни человека и сознание невозможности выразить ее с помощью обычных художественных средств. Стихотворение дышит движением, а ни одного слова непосредственно выражающего движение в нем нет. В большей степени - тем, что два очень разных событийных ряда сходятся в одной эстетической реальности. Наиболее сильна в эмоциональном отношении концовка, в ней сосредоточена вся сила стихотворения. Художественный мир создан разнообразием ритмов, звуков и особым синтаксисом, т.е. «напевным стилем». Поэт раскрепостил слово и увеличил нагрузку на него – грамматическую, эмоциональную, смысловую. При этом смысловой единицей поэтического текста является не отдельное слово и даже не отдельные слова и выражения, а весь ближний и дальний контекст. Само стихотворение представляет собой яркое лирическое переживание, мгновенную лирическую вспышку. В нем чувствуется авторское присутствие : «напрасные на них застыли слезы», «скорбящая душа».
    Фет воспринимается поэтом – символистом, который как мудрец трагедию, боль, сострадание превращает в красоту.

    Аффтар жжот 1КГ/АМ

    14.08.2012 22:13 Ответить

  • Левая

    пардон. Анализ стихотворения, тем более ТАКОГО можно вполне сделать самостоятельно, во-первых. А во-вторых, это стихотворение прекрасно в своей лёгкости и ненавязчиво, и как его можно назвать "фигнёй какой-то" у меня в голове не укладывается.
    Люблю читать, но больше прозу, а вот Фет - исключение. Конкретно это произведение замечательное, просто даёт позыв держаться, быть сильным и пережить всё плохое, что с тобой происходит ради будущего, в котором всё обязательно изменится к лучшему.

    Аффтар жжот 1КГ/АМ

    15.08.2012 08:58 Ответить

  • Ольга

    Стихотворение А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы» было написано в 1883 году. Уже в 50-е годы формируется романтическая поэзия Фета, в которой поэт размышляет о связи человека с природой. Он создает целые циклы: «Весна», «Лето», «Осень», «Вечера и ночи», «Море», в которых через картины природы читатель и лирический герой постигают правду о человеке. В этом смысле стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы» очень характерно. Философская тема стихотворения очевидна. Дуб – символ стойкости, крепости, силы. Береза – символ хрупкости и гибкости, жизнелюбия. Они своим примером словно говорят нам: сколь силен иль слаб ты ни был, достойно переноси все невзгоды («Они стоят, молчат; молчи и ты!»). В первой строке «Учись у них — у дуба, у березы» повторяется звук – «у». Он подчеркивает эту строку как опорную для композиции всей миниатюры.
    Метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; отрицательно окрашенные эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные на них застыли слезы» вызывают в читателе ощущение дисгармонии в природе.
    Глаголы в повелительном наклонении («учись» и «молчи»), обрамляющих первую часть стихотворения, на первый взгляд, звучат как прямой и непреложный приказ (еще раз и себе самому, и всем другим, кто хочет быть настоящим человеком). Однако на самом деле это всего лишь добрый совет («Но верь весне»): лихолетье и безвременье сменятся ясными днями созидания и творчества. Так же, как и жестокая зимняя пора — сменится живительным теплом весны. Союз «но» вторгается в последнюю строфу, противоречит миру неустроенности и разлада, несет в себе светлый образ красоты, гармонии, веру в торжество добра. Возможно, Фет видел в природе то, чего ему так не хватало в жизни, в сфере человеческих отношений.
    Двенадцать строк связаны в единое целое призывом выстоять и стерпеть удары судьбы с верой в лучшее будущее. Благодаря шестистопному ямбу выдерживается спокойный тон стихотворения, несмотря на наличие двух риторических восклицаний. Устаревшие формы слов «сжимаяся», «жизнию» придают торжественность речи. Оценочные слова («напрасные…застыли слезы», «скорбящая душа») говорят нам о присутствии автора в эстетической реальности его произведения.
    По своей структуре стихотворение делится на две неравные, противопоставленные друг другу части. С одной стороны, две строфы приказа выстоять и, не жалуясь, вытерпеть жестокую пору жизни, как это делают наши зеленые друзья. С другой — заключительная строфа призыва верить в лучшее: возрождение, тепло и свет, ясные дни новых открытий и свершений. Перед нами не «связных слов преднамеренный лепет» (как говорил о себе Фет), а вылившийся в словах трепет души, любящей и прославляющей жизнь во всех ее проявлениях.
    Я считаю, что данное стихотворение является ярким примером того, что Фет всю жизнь не переставал быть верным и внимательным учеником природы. А вслед за поэтом, природу должен познавать и читатель, потому что в ней – ключ от всех тайн человеческого бытия. Природа – лучший учитель и наставник человека.
    Творчески переработан и дополнен материал Интернета:-)

    Аффтар жжот 2КГ/АМ

    17.08.2012 10:02 Ответить

  • Светик

    Очень интересное стихотворение и красивое!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    Аффтар жжот 1КГ/АМ

    25.11.2012 15:13 Ответить

  • Даша

    А какие в этом стихотворении Изобразительно-выразительные средства?

    Аффтар жжотКГ/АМ

    08.01.2014 16:29 Ответить

  • Олеся

    Изобразительно выразительные средства: метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за
    сердце хватает холод лютый»; отрицательно
    эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый»,
    «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные
    на них застыли слезы»

    Аффтар жжот 2КГ/АМ

    19.01.2014 23:36 Ответить

  • Алисия

    Нормального анализа нету(((((Я 6 класс↑↓

    Аффтар жжотКГ/АМ

    29.01.2014 19:30 Ответить

  • катя

    это прикол? разбор форм глагола или анализ стиха ?

    Аффтар жжот 1КГ/АМ

    02.02.2014 21:27 Ответить

  • Дашуля

    Я в 6 классе и нам задали анализ! Стихотворение прекрасное, но кода начнёшь искать к нему анализ, то нечего не находешь! Пожалуйста, помогите!

    Аффтар жжотКГ/АМ

    30.11.2014 22:23 Ответить

  • Анастас

    Он не правельно ставит ударения на некоторые слова!

    Аффтар жжотКГ/АМ

    03.12.2014 17:19 Ответить

  • даринка

    Спосибки большое

    Аффтар жжотКГ/АМ

    04.12.2014 16:53 Ответить

  • Данил

    Мы в 6 классе 11 пунктов делаем

    Аффтар жжотКГ/АМ

    08.12.2014 18:59 Ответить

  • я в 6 класссе его учу

    клео,

    Аффтар жжотКГ/АМ

    15.12.2014 20:10 Ответить

Uchis u nikh — u duba, u berezy

Afanasy Fet

* * *

Uchis u nikh — u duba, u berezy;
Krugom zima. Zhestokaya pora!
Naprasnyye na nikh zastyli slezy,
I tresnula, szhimalsya, kora.

Vse zley metel i s kazhdoyu minutoy
Serdito rvet posledniye listy,
I za serdtse khvatayet kholod lyuty;
Oni stoyat, molchat; molchi i ty!

No ver vesne. Yee promchitsya genii,
Opyat teplom i zhizniyu dysha,
Dlya yasnykh dney, dlya novykh otkroveny
Perebolit skorbyashchaya dusha.

Exbcm e yb[ — e le,f, e ,thtps

Fafyfcbq Atn

* * *

Exbcm e yb[ — e le,f, e ,thtps;
Rheujv pbvf/ ;tcnjrfz gjhf!
Yfghfcyst yf yb[ pfcnskb cktps,
B nhtcyekf, c;bvfkcz, rjhf/

Dct pktq vtntkm b c rf;lj/ vbyenjq
Cthlbnj hdtn gjcktlybt kbcns,
B pf cthlwt [dfnftn [jkjl k/nsq;
Jyb cnjzn, vjkxfn; vjkxb b ns!

Yj dthm dtcyt/ Tt ghjvxbncz utybb,
Jgznm ntgkjv b ;bpyb/ lsif,
Lkz zcys[ lytq, lkz yjds[ jnrhjdtybq
Gtht,jkbn crjh,zofz leif/