Иван КрыловЛьву, Кесарю лесов, бог сына даровал (Воспитание льва)

Иван Крылов [krylov]

Льву, Кесарю лесов, бог сына даровал.
Звериную вы знаете природу:
У них, не как у нас — у нас ребенок году,
4 Хотя б он царский был, и глуп, и слаб, и мал;
А годовалый Львенок
Давно уж вышел из пеленок.
Так к году Лев-отец не шуткой думать стал.
8 Чтобы сынка невежей не оставить,
В нем царску честь не уронить
И чтоб, когда сынку придется царством править,
Не стал бы за сынка народ отца бранить.
12 Кого ж бы попросить, нанять или заставить
Царевича Царем на выучку поставить?
Отдать его Лисе — Лиса умна:
Да лгать великая охотница она;
16 А со лжецом во всяком деле мука:
Так это, думал Царь, не царская наука.
Отдать Кроту: о нем молва была,
Что он во всем большой порядок любит:
20 Без ощупи шага не ступит
И всякое зерно для своего стола
Он сам и чистит, сам и лупит;
И словом, слава шла,
24 Что Крот великий зверь на малые дела:
Беда лишь под носом глаза Кротовы зорки,
Да вдаль, не видят ничего;
Порядок же Кротов хорош, да для него;
28 А царство Львиное гораздо больше норки.
Не взять ли Барса? Барс отважен и силен,
А сверх того, великий тактик он;
Да, Барс политики не знает:
32 Гражданских прав совсем не понимает,
Какие ж царствовать уроки он подаст!
Царь должен быть судья, министр и воин,
А Барс лишь резаться горазд:
36 Так и детей учить он царских недостоин.
Короче: звери все, и даже самый Слон,
Который был в лесах почтен,
Как в Греции Платон,
40 Льву все еще казался не умен
И не учен.
По счастью, или нет (увидим это вскоре),
Услышав про царево горе,
44 Такой же царь, пернатых царь. Орел,
Который вел
Со Львом приязнь и дружбу,
Для друга сослужить большую взялся службу
48 И вызвался сам Львенка воспитать.
У Льва как гору с плеч свалило.
И подлинно: чего, казалось, лучше было
Царевичу царя в учители сыскать?
52 Вот Львенка снарядили
И отпустили
Учиться царствовать к Орлу.
Проходит год и два; меж тем, кого ни спросят,
56 О Львенке ото всех лишь слышат похвалу:
Все птицы чудеса о нем в лесах разносят.
И, наконец, приходит срочный год,
Царь-Лев за сыном шлет.
60 Явился сын; тут царь сбирает весь народ,
И малых и больших сзывает;
Сынка целует, обнимает,
И говорит ему он так: «Любезный сын,
64 По мне наследник ты один;
Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь!
Так я тебе охотно царство сдам.
Скажи теперь при всех лишь нам,
68 Чему учен ты, что ты знаешь
И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?!
«Папа, — ответствовал сынок, — я знаю то,
Чего не знает здесь никто:
72 И от Орла до Перепелки,
Какой где птице боле вод,
Какая чем из них живет,
Какие яйца несет,
76 И птичьи нужды все сочту вам до иголки.
Вот от учителей тебе мой аттестат:
У птиц недаром говорят,
Что я хватаю с неба звезды;
80 Когда ж намерен ты правленье мне вручить,
То я тотчас начну зверей учить
Вить гнезды».
Тут ахнул царь и весь звериный свет;
84 Повесил головы Совет,
А Лев-старик поздненько спохватился,
Что Львенок пустякам учился
И не добро он говорит;
88 Что пользы нет большой тому знать птичий быт,
Кого зверьми владеть поставила природа,
И что важнейшая наука для царей:
Знать свойство своего народа
92 И выгоды земли своей.

Другие анализы стихотворений Ивана Крылова

❤ Аффтар жжот💔 КГ/АМ

все знать оно лев лишь царь народ сынок львенок барс

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

Анализ стихотворения

Количество символов

2 980

Количество символов без пробелов

2 449

Количество слов

527

Количество уникальных слов

292

Количество значимых слов

149

Количество стоп-слов

227

Количество строк

92

Количество строф

1

Водность

71,7 %

Классическая тошнота

2,83

Академическая тошнота

7,3 %

Заказать анализ стихотворения

Вам будут начислены 100 рублей. Ими можно оплатить 50% первого задания.

Семантическое ядро

Слово

Количество

Частота

царь

8

1,52 %

знать

7

1,33 %

оно

6

1,14 %

все

5

0,95 %

лишь

5

0,95 %

львенок

5

0,95 %

сынок

5

0,95 %

барс

4

0,76 %

лев

4

0,76 %

народ

4

0,76 %

сын

4

0,76 %

учить

4

0,76 %

великий

3

0,57 %

зверь

3

0,57 %

крот

3

0,57 %

орел

3

0,57 %

птица

3

0,57 %

царский

3

0,57 %

царство

3

0,57 %

весить

2

0,38 %

гор

2

0,38 %

звериный

2

0,38 %

иза

2

0,38 %

казаться

2

0,38 %

леса

2

0,38 %

малый

2

0,38 %

наука

2

0,38 %

отдать

2

0,38 %

порядок

2

0,38 %

поставить

2

0,38 %

природа

2

0,38 %

птичий

2

0,38 %

ребенок

2

0,38 %

света

2

0,38 %

тут

2

0,38 %

умный

2

0,38 %

учитель

2

0,38 %

учиться

2

0,38 %

царевич

2

0,38 %

царствовать

2

0,38 %

чего

2

0,38 %

Заказать анализ стихотворения

Вам будут начислены 100 рублей. Ими можно оплатить 50% первого задания.

Комментарии

Lvu, Kesaryu lesov, bog syna daroval

Ivan Krylov

Vospitaniye lva

Lvu, Kesaryu lesov, bog syna daroval.
Zverinuyu vy znayete prirodu:
U nikh, ne kak u nas — u nas rebenok godu,
Khotya b on tsarsky byl, i glup, i slab, i mal;
A godovaly Lvenok
Davno uzh vyshel iz pelenok.
Tak k godu Lev-otets ne shutkoy dumat stal.
Chtoby synka nevezhey ne ostavit,
V nem tsarsku chest ne uronit
I chtob, kogda synku pridetsya tsarstvom pravit,
Ne stal by za synka narod ottsa branit.
Kogo zh by poprosit, nanyat ili zastavit
Tsarevicha Tsarem na vyuchku postavit?
Otdat yego Lise — Lisa umna:
Da lgat velikaya okhotnitsa ona;
A so lzhetsom vo vsyakom dele muka:
Tak eto, dumal Tsar, ne tsarskaya nauka.
Otdat Krotu: o nem molva byla,
Chto on vo vsem bolshoy poryadok lyubit:
Bez oshchupi shaga ne stupit
I vsyakoye zerno dlya svoyego stola
On sam i chistit, sam i lupit;
I slovom, slava shla,
Chto Krot veliky zver na malye dela:
Beda lish pod nosom glaza Krotovy zorki,
Da vdal, ne vidyat nichego;
Poryadok zhe Krotov khorosh, da dlya nego;
A tsarstvo Lvinoye gorazdo bolshe norki.
Ne vzyat li Barsa? Bars otvazhen i silen,
A sverkh togo, veliky taktik on;
Da, Bars politiki ne znayet:
Grazhdanskikh prav sovsem ne ponimayet,
Kakiye zh tsarstvovat uroki on podast!
Tsar dolzhen byt sudya, ministr i voin,
A Bars lish rezatsya gorazd:
Tak i detey uchit on tsarskikh nedostoin.
Koroche: zveri vse, i dazhe samy Slon,
Kotory byl v lesakh pochten,
Kak v Gretsii Platon,
Lvu vse yeshche kazalsya ne umen
I ne uchen.
Po schastyu, ili net (uvidim eto vskore),
Uslyshav pro tsarevo gore,
Takoy zhe tsar, pernatykh tsar. Orel,
Kotory vel
So Lvom priazn i druzhbu,
Dlya druga sosluzhit bolshuyu vzyalsya sluzhbu
I vyzvalsya sam Lvenka vospitat.
U Lva kak goru s plech svalilo.
I podlinno: chego, kazalos, luchshe bylo
Tsarevichu tsarya v uchiteli syskat?
Vot Lvenka snaryadili
I otpustili
Uchitsya tsarstvovat k Orlu.
Prokhodit god i dva; mezh tem, kogo ni sprosyat,
O Lvenke oto vsekh lish slyshat pokhvalu:
Vse ptitsy chudesa o nem v lesakh raznosyat.
I, nakonets, prikhodit srochny god,
Tsar-Lev za synom shlet.
Yavilsya syn; tut tsar sbirayet ves narod,
I malykh i bolshikh szyvayet;
Synka tseluyet, obnimayet,
I govorit yemu on tak: «Lyubezny syn,
Po mne naslednik ty odin;
Ya v grob uzhe glyazhu, a ty lish v svet vstupayesh!
Tak ya tebe okhotno tsarstvo sdam.
Skazhi teper pri vsekh lish nam,
Chemu uchen ty, chto ty znayesh
I kak ty svoy narod schastlivym sdelat chayesh?!
«Papa, — otvetstvoval synok, — ya znayu to,
Chego ne znayet zdes nikto:
I ot Orla do Perepelki,
Kakoy gde ptitse bole vod,
Kakaya chem iz nikh zhivet,
Kakiye yaytsa neset,
I ptichyi nuzhdy vse sochtu vam do igolki.
Vot ot uchiteley tebe moy attestat:
U ptits nedarom govoryat,
Chto ya khvatayu s neba zvezdy;
Kogda zh nameren ty pravlenye mne vruchit,
To ya totchas nachnu zverey uchit
Vit gnezdy».
Tut akhnul tsar i ves zveriny svet;
Povesil golovy Sovet,
A Lev-starik pozdnenko spokhvatilsya,
Chto Lvenok pustyakam uchilsya
I ne dobro on govorit;
Chto polzy net bolshoy tomu znat ptichy byt,
Kogo zvermi vladet postavila priroda,
I chto vazhneyshaya nauka dlya tsarey:
Znat svoystvo svoyego naroda
I vygody zemli svoyey.

Kmde, Rtcfh/ ktcjd, ,ju csyf lfhjdfk

Bdfy Rhskjd

Djcgbnfybt kmdf

Kmde, Rtcfh/ ktcjd, ,ju csyf lfhjdfk/
Pdthbye/ ds pyftnt ghbhjle:
E yb[, yt rfr e yfc — e yfc ht,tyjr ujle,
[jnz , jy wfhcrbq ,sk, b ukeg, b ckf,, b vfk;
F ujljdfksq Kmdtyjr
Lfdyj e; dsitk bp gtktyjr/
Nfr r ujle Ktd-jntw yt ienrjq levfnm cnfk/
Xnj,s csyrf ytdt;tq yt jcnfdbnm,
D ytv wfhcre xtcnm yt ehjybnm
B xnj,, rjulf csyre ghbltncz wfhcndjv ghfdbnm,
Yt cnfk ,s pf csyrf yfhjl jnwf ,hfybnm/
Rjuj ; ,s gjghjcbnm, yfyznm bkb pfcnfdbnm
Wfhtdbxf Wfhtv yf dsexre gjcnfdbnm?
Jnlfnm tuj Kbct — Kbcf evyf:
Lf kufnm dtkbrfz j[jnybwf jyf;
F cj k;twjv dj dczrjv ltkt verf:
Nfr 'nj, levfk Wfhm, yt wfhcrfz yferf/
Jnlfnm Rhjne: j ytv vjkdf ,skf,
Xnj jy dj dctv ,jkmijq gjhzljr k/,bn:
,tp joegb ifuf yt cnegbn
B dczrjt pthyj lkz cdjtuj cnjkf
Jy cfv b xbcnbn, cfv b kegbn;
B ckjdjv, ckfdf ikf,
Xnj Rhjn dtkbrbq pdthm yf vfkst ltkf:
,tlf kbim gjl yjcjv ukfpf Rhjnjds pjhrb,
Lf dlfkm, yt dblzn ybxtuj;
Gjhzljr ;t Rhjnjd [jhji, lf lkz ytuj;
F wfhcndj Kmdbyjt ujhfplj ,jkmit yjhrb/
Yt dpznm kb ,fhcf? ,fhc jndf;ty b cbkty,
F cdth[ njuj, dtkbrbq nfrnbr jy;
Lf, ,fhc gjkbnbrb yt pyftn:
Uhf;lfycrb[ ghfd cjdctv yt gjybvftn,
Rfrbt ; wfhcndjdfnm ehjrb jy gjlfcn!
Wfhm ljk;ty ,snm celmz, vbybcnh b djby,
F ,fhc kbim htpfnmcz ujhfpl:
Nfr b ltntq exbnm jy wfhcrb[ ytljcnjby/
Rjhjxt: pdthb dct, b lf;t cfvsq Ckjy,
Rjnjhsq ,sk d ktcf[ gjxnty,
Rfr d Uhtwbb Gkfnjy,
Kmde dct tot rfpfkcz yt evty
B yt exty/
Gj cxfcnm/, bkb ytn (edblbv 'nj dcrjht),
Ecksifd ghj wfhtdj ujht,
Nfrjq ;t wfhm, gthyfns[ wfhm/ Jhtk,
Rjnjhsq dtk
Cj Kmdjv ghbzpym b lhe;,e,
Lkz lheuf cjcke;bnm ,jkmie/ dpzkcz cke;,e
B dspdfkcz cfv Kmdtyrf djcgbnfnm/
E Kmdf rfr ujhe c gktx cdfkbkj/
B gjlkbyyj: xtuj, rfpfkjcm, kexit ,skj
Wfhtdbxe wfhz d exbntkb cscrfnm?
Djn Kmdtyrf cyfhzlbkb
B jngecnbkb
Exbnmcz wfhcndjdfnm r Jhke/
Ghj[jlbn ujl b ldf; vt; ntv, rjuj yb cghjczn,
J Kmdtyrt jnj dct[ kbim cksifn gj[dfke:
Dct gnbws xeltcf j ytv d ktcf[ hfpyjczn/
B, yfrjytw, ghb[jlbn chjxysq ujl,
Wfhm-Ktd pf csyjv iktn/
Zdbkcz csy; nen wfhm c,bhftn dtcm yfhjl,
B vfks[ b ,jkmib[ cpsdftn;
Csyrf wtketn, j,ybvftn,
B ujdjhbn tve jy nfr: «K/,tpysq csy,
Gj vyt yfcktlybr ns jlby;
Z d uhj, e;t ukz;e, f ns kbim d cdtn dcnegftim!
Nfr z nt,t j[jnyj wfhcndj clfv/
Crf;b ntgthm ghb dct[ kbim yfv,
Xtve exty ns, xnj ns pyftim
B rfr ns cdjq yfhjl cxfcnkbdsv cltkfnm xftim?!
«Gfgf, — jndtncndjdfk csyjr, — z pyf/ nj,
Xtuj yt pyftn pltcm ybrnj:
B jn Jhkf lj Gthtgtkrb,
Rfrjq ult gnbwt ,jkt djl,
Rfrfz xtv bp yb[ ;bdtn,
Rfrbt zqwf ytctn,
B gnbxmb ye;ls dct cjxne dfv lj bujkrb/
Djn jn exbntktq nt,t vjq fnntcnfn:
E gnbw ytlfhjv ujdjhzn,
Xnj z [dfnf/ c yt,f pdtpls;
Rjulf ; yfvthty ns ghfdktymt vyt dhexbnm,
Nj z njnxfc yfxye pdthtq exbnm
Dbnm uytpls»/
Nen f[yek wfhm b dtcm pdthbysq cdtn;
Gjdtcbk ujkjds Cjdtn,
F Ktd-cnfhbr gjplytymrj cgj[dfnbkcz,
Xnj Kmdtyjr gecnzrfv exbkcz
B yt lj,hj jy ujdjhbn;
Xnj gjkmps ytn ,jkmijq njve pyfnm gnbxbq ,sn,
Rjuj pdthmvb dkfltnm gjcnfdbkf ghbhjlf,
B xnj df;ytqifz yferf lkz wfhtq:
Pyfnm cdjqcndj cdjtuj yfhjlf
B dsujls ptvkb cdjtq/